Желаемый Образ Жизни

Своей ли жизнью мы живём?

Давайте попробуем разобраться, как формируется жизненная программа, согласно которой человек живет в обществе и идентифицирует себя в нём, а также выясним – почему человек часто живет не своей жизнью?

Дети и телевизор

Все начинается с детства. Первые «хочу» и первые «нельзя». Первые слезы от непонимания этого чужого взрослого мира. Таким образом перед маленьким человечком расставляются «буйки», за которые заплывать нельзя. Любые попытки нарушить эти запреты караются наказаниями. Это называется мораль. Мораль по сути своей является усредненным представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. А каждый человечек уникален. Он еще не знает, кем он будет, и никто этого не знает.
Пока это еще только глина, из которой окружение создает свою форму. Кирпич это будет или изящная ваза – многое зависит от окружения маленького человека.

Постепенно формирующаяся личность начинает приобретать некие представления об этом мире, часть из которых еще не раз изменятся. А некоторые из них намертво врастут в сознание, станут частью личности. Чьи это представления? Чаще всего это представления самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, первого учителя, дворового авторитета.

Наверно многим из тех, кто застал советские времена, запомнились уроки литературы. Образ героя или антигероя литературных произведений давался безапелляционно, однозначно, без каких бы то ни было попыток осмыслить его. Не знаю, может не у всех так было, и кому то попадались редкие учителя, которые побуждали учеников думать и решать самим.

Помню сочинения по заранее подготовленным текстам, которые мы записывали под диктовку на уроках. Казалось бы, все ясно и понятно: это враг, а это друг, этот предатель, а этот «наш» и т.д. Что ждало тех не многих, которые позволяли себе не согласиться с общепринятым взглядом? Плохая отметка – ещё не самое страшное. Хуже: непонимание, осуждение и насмешки за спиной. А еще задавали вопрос: ты что, самый умный? Мало кто хотел быть “белой вороной“.

Самым умным быть опасно! Этот сигнал передавался генетически от старших поколений, которые помнили времена истребления в сталинских лагерях всех, кто мыслил иначе, кто мог иметь свою точку зрения и смелость её отстаивать.

Вот так, с навязанными стереотипами, человек начинает свою самостоятельную жизнь. Может быть поэтому, жизнь многих молодых семей так похожа на жизнь их родителей повторением тех же ошибок. И не поэтому ли сейчас наблюдается такая неутешительная статистика разводов?

Давайте попробуем разобраться, что на сегодняшний день составляет наше представление о жизни? Для этого можно задать себе несколько вопросов:

1. За какие поступки вы получали одобрение старших?

2. За какие поступки вы получали наказание?

3. Какие поступки ваших родителей вы одобряли/осуждали?

4. На какого литературного героя вы хотели быть похожим?

5. Кто из реальных людей являлся вашим кумиром?

6. Чье мнение вы считаете более авторитетным: ученых, политиков, Президента, начальника, свое?

7. Выгодно ли иметь свое мнение, когда оно отличается от мнения большинства?

8. Сколько раз в день вы смотрите телевизор?

Таких вопросов можно задать 100 и даже 1000, но суть ответов на них не изменится. Большая часть ответов покажет пренебрежение своим собственным мнением. Часть ответов будет балансировать на грани между своим идеалом и представлением большинства. И только совсем малая часть ответов покажет детскую наивность и непонимание этого мира. Мира, который придумали люди, которые живут в этом придуманном мире своей придуманной жизнью.

Что если дети знают об этой жизни что-то такое, чего не знаем (или не помним) мы – взрослые? Давайте попробуем прислушаться внимательнее к словам ребенка, особенно к его вопросам. Вы не находите, что вопросы детей часто ставят под сомнение достоверность и логичность нашей взрослой картины мира?

Итак, своей ли жизнью Вы живете?

Понравилась статья? Нажмите на кнопки - поделитесь с друзьями:

Доброго Вам здоровья и счастья! С уважением, Сергей Родник

 
Статьи похожей тематики:

Уважаемый читатель!

Буду признателен Вам за обратную связь по статье. Высказать свое мнение или задать вопрос Вы можете в форме "ВКонтакте" или в форме для обратной связи -внизу под комментариями

Отзывов 4

  1. Почему – не умеет человек летать? Умеет и летает, когда живет своей жизнью))

  2. Спасибо! Очень хороший ответ на вопрос!

  3. А я вот осознала, что у меня не было и нет кумира ни из мира литературы, ни из реальной жизни. Хотя, возможно, мне бы и хотелось его иметь, но каждый реальный человек всё равно предназначен для Своей жизни – с ее трудностями, радостями и т.п. Скорее, у меня есть образ некоего идеала (который в реальности я никогда не встречала, хотя ценю отдельные качества у отдельных людей). Возможно, этот образ слишком идеален, чтобы удовлетворенно смотреть на собственную жизнь. Но с другой стороны, не имея идеала, непонятно, к чему стремиться.
    Что-то я, кажется, слишком заумно написала )))) Суть, наверно, в том, чтобы иметь некий идеал, но при этом принимать свое несовершенство – свою реальность )))

  4. Мне нравится ход Ваших рассуждений, главное – логичный вывод в конце :) Для меня идеал – это Образ более совершенного меня, значит, есть к чему стремиться. Раньше я иногда завидовал самоудовлетворенным людям, т.к. сам был чаще всего недоволен собой. Теперь не завидую, т.к. знаю, что самоудовлетворенность – это остановка в развитии. Постоянное стремление к совершенствованию – это естественное состояние человека, который развивается и не стоит на месте. А Идеал – это, как маяк, который помогает не сбиться с пути.

Добавить комментарий:

*