Желаемый Образ Жизни

Что такое сострадание?

“Я говорю вам: пусть пламя сердца вашего пылает огнем сострадания. В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути.

«Листы Сада Мории», «Зов», 272,  июль 21, 1922 г.

Что такое сострадание?Что только люди не представляют под словом «Сострадание» – и сентиментальность, и ни к чему не обязывающую минутную жалость и даже… беседу «по душам» за бутылкой  чего-то горячительного. Чтобы убедиться в таком разнообразном и часто причудливом  представлении о том, что такое сострадание, достаточно открыть статьи на эту тему в интернете. Правда, в этом случае авторы не связаны ни с какой духовной традицией и рассуждают, что называется, от себя.

А вот, например, в буддизме понятие сострадания разложено буквально по полочкам, более того, является основой  философской доктрины. Ведь и называют Будду – Владыка Сострадания.  В буддизме сострадание –  это одна из составных частей Любви к людям или конкретному человеку, всего одна из составных, но без нее ни о каком совершенствовании речь вести вообще невозможно. И немудрено: что бы вы назвали противоположностью сострадания? Верно, равнодушие и жестокость…

Сострадание – это действие

“Сострадание не является истинным состраданием, если оно не деятельно. Авалокитешвару, Будду Сострадания, в тибетской иконографии часто изображают с тысячей глаз, видящих боль во всех уголках вселенной, и тысячей рук, что дотягиваются во все уголки вселенной, неся его помощь”.

Согьял Ринпоче, «Сострадание: драгоценный камень исполнения желаний»

Чтобы понять значение какого-то слова, всегда полезно разобрать его на составные части – тогда многое становится яснее. Итак: со-стра-дание.

  • Первая составная: слияние с человеком, принятие его боли как своей.
  • Вторая: выполнение какого-то трудного, тяжелого дела (вспомните слово «страда»).
  • И третье: «дание», то есть какой-то результат действия, даяние, жертва. Поэтому неудивительны слова в эпиграфе о том, что Авалокетешвара Будда, чтобы сострадать человечеству, должен иметь тысячу рук. И, если подумать – эти руки могут быть нашими, а скорее всего, иначе и быть не может.

В том, что сострадание непременно включает в себя этот третий элемент – действие, собственно, и заключается его отличие от жаления которое представляет из себя нечто из серии «поплачем вместе». А сострадание, как четко указывает Агни-Йога – «не плачет, а помогает».

Если взять пример хирурга, то вряд ли кого-то из нас  устроит, если придя к нему на прием, мы уйдем мокрыми от сочувственных слез, полузадушенными в его крепких дружеских объятиях – но и только! Состраданием будет именно оказание помощи, причем иногда болезненной для человека, заметьте. То есть Сострадание – это что-то суровое, а никак не слащавое и всем нравящееся. Возможно, в некоторых случаях проявлением сострадания будет совсем не то, что мы себе представляем под «состраданием и добротой», например, выгнать великовозрастного пьющего родственника-тунеядца из своего дома, поставив его в условия, когда работать придется. Хотя со стороны, а уж им самим точно, это будет воспринято как немыслимая жестокость.

“Не нужно смешивать жаление с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает”. «Община», 134.

Может ли быть сострадание радостным?

Сострадание и радость

Мать Тереза

Приходилось наблюдать жаркие дискуссии на эту тему, где утверждающие, что «Радость Сострадания» – вполне имеющее право на существование словосочетание, обвинялись чуть ли не в садизме. Но такое обвинение могло прийти в голову, только если человек в понимании сострадания ограничивается первой частью «со-» («поплачем вместе!») и не идет далее. А в таком отрыве никакого сострадания нет.

Себе-то мы всегда «сострадаем», можно ли представить ситуацию, когда, огорчившись занозой, засевшей в пальце, этим мы свое «самосострадание» и ограничим? Именно, непременно будет момент исправления ситуации,  помощи до победного результата, избавления от занозы.

Вспомним, сколько параграфов в Живой Этике посвящено помощи, хотя бы вот это: «Путь жизни есть взаимная помощь». Да потому, что помощь – это часть сострадания. Если мы не сможем успокоиться, пока собственная заноза мешает (уж не говоря о соринке в глазу!), то очевидно, что при искреннем сострадании мы не сможем пройти «с сочувствием» мимо котенка в луже, а дома потом с удовольствием поужинать и включить детектив по телевизору, ведь свою миссию «сочувствия» к животному мы уже выполнили. А никакого сочувствия тут и не было!

Радость сострадания – это именно момент исправления ситуации, а уж никак не злобное радование чужой беде. Момент, когда мы достали свою занозу и палец больше не болит. Все просто. А главное, тому, кто знает эту Радость – и объяснять ничего не нужно.

Как увеличить сострадание?

Буддизм дает по меньшей мере два действенных способа. Первый удивителен в своей простоте и гениальности: просто делать то, что в данном случае было бы проявлением сострадания, даже если пока нет к этому сердечного порыва, говоря современным языком, как бы на автопилоте.

Обычно это идея вызывает возмущение: «Как?! Я буду помогать людям неискренне?!» Ну, может быть, да ведь другого пути и нет. Можно подождать десяток воплощений, пока желание с чего-то вдруг проснется…а может быть и нет. Но на собственном опыте могу сказать, что этот буддийский совет работает на 100%, да и каждый из своей жизни может вспомнить случаи, когда просто забота о другом человеке или даже животном, пробуждала настоящее тепло в сердце. А нужно ли кому-то пояснять, как связаны Сердце и Сострадание?

А второй способ увеличить сострадание, рекомендованный буддийскими Учителями – размышлять обо всех людях как о наших матерях в прошлых воплощениях. Эта мысль – что любой человек хоть однажды был нашей заботливой матерью, часто повторяется в буддийских книгах. И. по теории вероятности, учитывая, сколько жизней каждый из нас прожил на земле – теория эта вовсе не фантастична. Исходя из этого, разве что самый жестокосердный может равнодушно смотреть на несчастье собственной матери и бросить ее в беде,  распространять это отношение все шире и шире  и будет нашим совершенствованием в науке сострадания.

Сострадание – это не сентиментальность

В одном из писем Е.И. Рерих пишет о том, что не стоит принимать «слезливую сентиментальность» за доброту. Еще одна распространенная ошибка, в понимании того, что такое сострадание – когда за него принимают сентиментальность. Как мы уже отметили выше, сострадание-  это чувство, живущее в Сердце, порой суровое. Но красивое чувство.

А где живет сентиментальность? Понятно, что в данном случае речь всего лишь об астральных проявлениях: расплакаться от жестокой сцены в фильме… или в жизни. А дальше – ничего. И идея, что сентиментальность – какой-то первый этап на пути к состраданию, свойственный современному несовершенному человеку, не выдерживает никакой критики. Кто бывает наиболее сентиментальным, что каждый мог замечать? Люди, уже далеко зашедшие в своей зависимости от алкоголя – причем, чем дальше – тем слезливее становится человек. Более того, известно давно, что самые жестокие преступники были при этом… очень сентиментальными людьми, писали слащавые, красивенькие (в противовес Красоте!) стишки в свободное от преступлений время. Очевидно, что сентиментальность – это путь от Сердца, а не к нему, и ни к какому Состраданию привести не может.

Сострадание и Сорадование

В начале статьи мы говорили о том, что сострадание – это одна из составных частей Любви. Но среди многих прочих, Любовь включает в себя и еще одно качество – Сорадование. Известная поговорка: «Друг познается в беде» имеет жизненное продолжение. Наверняка вам тоже приходилось встречать сетования, что в беде-то худо-бедно, помощь они получали, но вот когда приходил час большого успеха, в полном смысле триумфа – вдруг оказывалось, что друзья явно не в восторге от такого развития событий, вот удивительно! В чем тут секрет? Почему полностью искренне сорадоваться с человеком еще труднее, чем сострадать? Да очень просто, у сострадающего есть свои, так сказать, бонусы, в виде повышения чувства собственной значимости. А особенно, если в твоей помощи нуждается человек гораздо выше тебя по всем показателям – уму, благосостоянию, социальному статусу – и ты МОЖЕШЬ ЕМУ ПОМОЧЬ! Тут самооценка взлетает до небес, причем происходит это даже не на сознательном уровне.

А вот сорадуясь мы как бы ставим себя на ступеньку ниже, и, безусловно, самолюбию это не нравится. Да и банальную зависть никто не отменял, мы сколько угодно можем говорить, что ее у нас нет, и она даже может никак не проявляться. Но это до поры до времени, пока на нашем пути не встретится очевидный успех другого в сфере важной для нас. Вот тогда и будет шанс проверить себя: есть ли у нас это братское Состраданию чувство – Сорадование и не было ли проявление сострадания в прошлом лишь самолюбованием? Впрочем, на тему Сорадования можно написать отдельную большую статью…

Автор: Надежда Лебедева

Бодхисаттвы

Бодхисаттва Авалокитешвара

Свой круг закончив воплощений,

Познав свободы торжество,

Вы вновь терзаете материей

Божественное Естество.

Отвергнув вечное блаженство,

Покинув солнечный чертог,

Вы искупаете страданием,

Нависший над планетой рок.

Собою жертвуя сознательно,

Приходят в мир Учителя,

Чтобы зажечь огни сознания,

И научить нас жить любя.

 * * *

P.S. О реальном примере сострадания в действии Вы можете узнать в статье: “Как бабушка Тоня из Суздаля помогает брошенным детям

Понравилась статья? Нажмите на кнопки - поделитесь с друзьями:

Доброго Вам здоровья и счастья! С уважением, Сергей Родник

 
Как отличить сострадание от жалости и сентиментальности? Как практиковать сострадание?Рекомендую также прочитать следующие статьи:

Уважаемый читатель!

Автору статьи очень важно Ваше мнение. Высказать свое мнение или задать вопрос Вы можете в форме для обратной связи - внизу под комментариями. Буду признателен за Ваш комментарий!

Добавить комментарий:

*